Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Моделирование процесса вытеснения нефтяных паров при наливе железнодорожных цистерн

Полный текст:


Аннотация

В статье предложена математическая модель процесса вытеснения паров нефти во время налива железнодорожных цистерн, позволяющая в условиях действующего производственного объекта приближенно определять параметры эмиссии углеводородов при минимуме контролируемых параметров. Модель не привязана жестко к операциям налива железнодорожных цистерн и характеризуется достаточной общностью, что делает возможным ее применение с учетом ряда оговорок при расчете выбросов при операциях налива любых транспортных емкостей.

Актуальность проведенного исследования обусловлена тем, что нефтеналивные железнодорожные эстакады являются объектами значительной эмиссии углеводородов. Интенсивное испарение нефти (нефтепродукта) в процессе налива приводит к загрязнению атмосферного воздуха и потере ценного продукта. Решить проблему призваны установки рекуперации паров, однако их внедрение на объектах налива ограничено дороговизной, сложностью эксплуатации и, как правило, отсутствием положительного экономического эффекта. Ситуация осложняется тем, что количественные параметры эмиссии углеводородов даже на объектах, оснащенных установками рекуперации паров, зачастую не контролируются либо их контроль осуществляется не в полном объеме.

Основная цель исследования состояла в изыскании возможностей повышения экологической безопасности и оптимизации работы систем установок рекуперации паров на действующих объектах налива железнодорожных цистерн с учетом существующего уровня их автоматизации и оснащенности приборами контроля. Установлено, что использование предложенной модели при учете монтажа кислородомера на линии организованного отвода паров от наполняемых железнодорожных цистерн позволяет в динамическом режиме осуществлять мониторинг параметров эмиссии углеводородов.

Эффективность моделирования подтверждена численными примерами расчета изменения объемных долей компонентов газовоздушной смеси и коэффициента превышения за время операции налива железнодорожного маршрута.


Об авторах

В. В. Пшенин
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский горный университет»
Россия
Санкт-Петербург


Н. А. Зарипова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский горный университет»
Россия
Санкт-Петербург


А. К. Николаев
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский горный университет»
Россия
Санкт-Петербург


Список литературы

1. Давлетяров Р. Р., Лапина О. А., Половков С.А. Обеспечение экологической безопасности в районе нефтеналивного терминала Порта Приморск // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2015. № 2 (18). С. 84–87.

2. Выходцева Н. А., Костина Е. А., Уколова Е.С. Биомониторинг акватории бухты Козьмина в районе нефтеналивного терминала «Спецморнефтепорт Козьмино» // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2014. № 1 (13). С. 86–91.

3. Вакаев А. Ю., Росляков Д. А., Киняшов М.А. Анализ современного состояния и перспектив реконструкции наливных пунктов московского региона ОАО «АК «Транснефть» // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2014. № 3 (15). С. 80–85.

4. Пшенин В. В., Гайсин М.Т. Моделирование газодинамических процессов при наливе танкеров // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2017. № S28. С. 3–12.

5. Ривкин П. Р., Курганский М. И., Бронштейн И.С. Потери нефтепродуктов от испарения при различных способах налива железнодорожных цистерн // Нефтяное хозяйство. 1974. № 2.

6. Ривкин П.Р. Исследование потерь нефти и нефтепродуктов от испарения при наливе в транспортные емкости: дисс. … канд. техн. наук. М., 1975. 252 с.

7. Ривкин П. Р., Батталов А. З., Бронштейн И. С. и др. К определению коэффициентов превышения объема выходящей из резервуара паровоздушной смеси над объемом закачанной нефти // Технология перекачки нефти, предотвращение потерь, автоматизированная система управления нефтепроводным транспортом: сб. научных трудов Всероссийского научно-исследовательского института по сбору, подготовке и транспортировке нефти и нефтепродуктов. Уфа, 1985. С. 75–79.

8. Mulder T. VOС recovery systems // Hydrocarbon Engineering. 2007. Vol. 12. Iss. 6. P. 37–40.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Пшенин В.В., Зарипова Н.А., Николаев А.К. Моделирование процесса вытеснения нефтяных паров при наливе железнодорожных цистерн. Территория «НЕФТЕГАЗ». 2019;(6):78-82.

For citation: Pshenin V.V., Zaripova N.A., Nikolaev A.K. Modeling of the Process of Oil Vapors Displacement during Railroad Tanks Loading. Territorija “NEFTEGAS” [Oil and Gas Territory]. 2019;(6):78-82. (In Russ.)

Просмотров: 13

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-2745 (Print)
ISSN 2072-2761 (Online)