Пути совершенствования соединения «Раструб» сборно-разборных трубопроводов

Полный текст:


Аннотация

В статье представлены результаты исследований по совершенствованию конструкции соединения «Раструб» сборно-разборных трубопроводов типа ПМТП и ПМТБ, применяющихся в качестве трубопроводов различного назначения на объектах нефтегазового комплекса для транспортировки нефтепродуктов, нефти и других жидкостей. Результаты проведенного анализа отказов и неисправностей, приводящих к потерям продуктов перекачки, при эксплуатации СРТ с соединением типа «Раструб» показали, что основную долю составляют потери по причине разрывов труб в соединениях. Оценка эффективности применения СРТ по показателям прочности и герметичности выявила необходимость повышения конструктивной надежности раструбных соединений данного типа. При проведении исследований основных геометрических параметров соединения «Раструб» для СРТ различных номинальных диаметров установлены соотношения размеров конструктивных элементов соединения, характеризующие его способность сопротивляться разрушению в условиях внешнего и внутреннего силового нагружения. В процессе проведенных натурных экспериментов и моделирования процесса работы взаимодействия деталей сборно-разборного соединения при многократных цикличных изменениях внутреннего давления выявлено, что наиболее опасным состоянием, вызывающим разрушение, является поворот труб в соединении на предельно возможный угол. Также установлено, что выступ манжеты имеет пониженную нагрузочную способность на смятие, поэтому при нагружении внутренним давлением во время эксплуатации СРТ может произойти разрушение соединения труб. Следовательно, при проектировании раструбных соединений труб требуется выполнение условия недопущения высокой концентрации кромочного давления при значительной силе взаимодействия деталей соединения на поверхностях контакта выступа манжеты со стальным запорным кольцом. На основании выявленных зависимостей предложена усовершенствованная конструкция сборно-разборного соединения «Раструб», с конфигурацией стального запорного кольца, имеющего плоское сечение, а также увеличенные линейные размеры заходной части манжеты и внутренней плоскости раструба, позволяющие увеличить площадь контакта при глубокой посадке манжеты в раструб, что способствует возрастанию сил трения. Внесение данных конструктивных изменений позволит существенно разгрузить кольцевое запорное устройство от изгиба, обеспечивая его устойчивое равновесие и повышая надежность соединения при обеспечении его улучшенных прочностных характеристик.

Об авторах

Д. А. Дроздов
Федеральное автономное учреждение (ФАУ) «25 Государственный научно-исследовательский институт (ГосНИИ) химмотологии Минобороны Российской Федерации»
Россия


А. В. Елькин
Федеральное автономное учреждение (ФАУ) «25 Государственный научно-исследовательский институт (ГосНИИ) химмотологии Минобороны Российской Федерации»
Россия


А. В. Елькин
Федеральное автономное учреждение (ФАУ) «25 Государственный научно-исследовательский институт (ГосНИИ) химмотологии Минобороны Российской Федерации»
Россия


А. Ю. Прошкин
Федеральное автономное учреждение (ФАУ) «25 Государственный научно-исследовательский институт (ГосНИИ) химмотологии Минобороны Российской Федерации»
Россия


Список литературы

1. Полевые магистральные трубопроводы повышенной производительности. Руководство по эксплуатации (РЭ). - М.: Воениздат, 1982. - 368 с.

2. Коваленко В.Г., Бойко В.В., Курятов Б.В. Сборно-разборные трубопроводы. - М.: Недра, 1972. - 200 с.

3. Шеин К.Г., Середа В.В., Данильченко И.Г. Трубопроводным войскам 50 лет / Под ред. Г.Н. Очеретина. - М.: ООО «Гралия М», 2005. - 792 с.

4. Данильченко И.Г., Анохин В.В., Лунин В.С. и др. Учебник младшего специалиста трубопроводных войск / Под ред. В.П. Булгакова. - М.: Воениздат, 1987. - 248 с.

5. Середа В.В., Кузнецов А.И., Елькин А.В., Мельников Д.И. Процессы, приводящие к потере прочности соединений полевых магистральных трубопроводов // Химическое и нефтегазовое машиностроение. - 1999. - № 7. - С. 18-20.

6. Елькин А.В., Середа В.В., Кузнецов А.И., Германович П.К. Математическая модель нагружения соединения «Раструб» // Химическое и нефтегазовое машиностроение. - 1999. - № 11. - С. 13-15.

7. Большая Советская Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1974. - Т. 24 (I). - С. 72.

8. Елькин А.В., Середа В.В., Кузнецов А.И., Юденичев В.В. Метод системного анализа при исследовании трубных соединений «Раструб» // Автоматизация и современные технологии. - 1999. - № 10. - С. 34-37.

9. Елькин А.В., Середа В.В., Кузнецов А.И., Юденичев В.В. Анализ структурных изменений при функционировании соединения «Раструб» с позиций трибоники // Автоматизация и современные технологии. - 1999. - № 11. - С. 30-35.

10. Елькин А.В., Середа В.В., Кузнецов А.И., Германович П.К. Нагрузки в соединениях сборно-разборных трубопроводов при изгибах линии // Транспорт и хранение нефтепродуктов. - 1999. - № 11. - С. 24-27.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Дроздов Д.А., Елькин А.В., Елькин А.В., Прошкин А.Ю. Пути совершенствования соединения «Раструб» сборно-разборных трубопроводов. Территория «НЕФТЕГАЗ». 2015;(5):72-78.

For citation: Drozdov D.A., Elkin A.V., Elkin A.V., Proshkin A.Y. Approaches to the improvement connection «Rastrub» (bell and spigot joint) of field pipelines. Territorija “NEFTEGAS” [Oil and Gas Territory]. 2015;(5):72-78. (In Russ.)

Просмотров: 32

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-2745 (Print)
ISSN 2072-2761 (Online)